Отечественная История

Внутренняя политика Николая I. Крымская война.

Внутренняя политика.

В отличие от Александра, третий внук Екатерины II либеральных склонностей и намерении не проявлял. Вступив на престол в возрасте 30 лет, после службы в армии, Николай навсегда сохранил интерес к прежней деятельности. Армейская организация была для него идеалом и образцом для организации общественной. Царь принимал активное участие в следствии по делу декабристов: присутствовал на допросах, знакомился с их идеями по преобразованию общества. В результате Николай пришел к выводу о том, что непорядки значительны и недовольство многих имело основание. Уже в первые месяцы царствования он заявил, что сознает необходимость серьезных преобразований в России.

По приказу императора была составлена особая записка, в которую включили сведения о планах и проектах декабристов, полученных во время допросов. Наиболее значительными мероприятиями власти в 30-50 гг. XIX в. становятся:

· реформа управления государственными крестьянами;

· работа по систематизации законодательства;

· денежнаяреформа.


Основная заслуга в привлечении внимания царя к крестьянскому вопросу принадлежит П.Д. Киселеву. Киселев был назначен министром государственных имуществ и в этом качестве провел реорганизацию управления государственными крестьянами в 1837-1841 гг. Для них были установлены фиксированные размеры податей и набора рекрутов, открывались школы, больницы, лавки, увеличивались земельные наделы. Всего же за годы царствования Николая действовало 11 секретных комитетов по обсуждению крестьянского вопроса, и было принято большое количество законов, смягчавших наиболее тяжелые проявления крепостничества. Сам царь считал необходимым решать крестьянский вопрос постепенно, без потрясений, при помощи частных мер. Работы по систематизации законодательства были поручены возвратившемуся к активной государственной деятельности Сперанскому. Он отказался от прежних идей трансформации самодержавной власти, считая своей главной задачей наведение порядка в законодательстве. Сперанский возглавил II Отделение императорской канцелярии, проводившее все кодификационные работы. Под его руководством были расположены в хронологическом порядке, приведены в соответствие между собой и изданы все законы, вышедшие после принятия Соборного Уложения в 1649 г. Еще одним удачным мероприятием правительства была денежная реформа, проведенная министром финансов Е.Ф. Канкриным, занимавшим этот пост 17 лет.

Своей главной задачей он считал наведение порядка в денежном обращении. Внешний долг и большие военные расходы в наследство брату оставил Александр I. Канкрин ввел жесткий контроль над государственными расходами, облагал пошлинами ввозимые товары. В 1839-1843 гг. была проведена реформа, по которой в основу денежного обращения был положен серебряный рубль, обменивающийся на ассигнации в соотношении один к шести. Эта реформа оказала благоприятное воздействие на экономику России. Особый взгляд на роль и обязанности монарха, присущий Николаю I, нашел свое выражение в создании специфического органа управления - Его Императорского Величества Собственной канцелярии. Дела, которые Николай считал важнейшими или трудными, требующими пристального внимания, выделялись для особого надзора из общей системы центрального управления и переводились под контроль императора. Печальную известность приобрело III Отделение императорской канцелярии, созданное для политического надзора за «состоянием и движением умов населения». Надзор осуществлялся через специально созданный корпус жандармов, находившихся в ведении III Отделения и его шефа — А.Х. Бен-кендорфа. Страна разделялась на жандармские округа, во главе которых стояли генералы с большим штатом подчиненных. Они осуществляли сыск и следствие по политическим делам, наблюдали за литературой и ведали цензурой, занимались крупнейшими должностными и уголовными преступлениями, то есть реально контролировали все сферы жизни. Годы правления Николая традиционно считают временем невиданного роста бюрократизма. Стремление царя поставить по контроль все и вся, навести порядок и добиться эффективного ведения дел привели к росту числа чиновников в 4 раза. Чиновник стал важнейшей фигурой общественной жизни, бюрократия — господствующей силой общества и самым действенным орудием самодержавной власти.
Крымская война (1853-1856 гг.)

Огромную роль в развитии событий в России сыграла Крымская война 1853—1856 гг. Она была вызвана соперничеством на Ближнем Востоке европейских держав, каждая из которых, в том числе и Россия, преследовала свои цели. Так, Россия рассчитывала установить контроль над Босфором и Дарданеллами и укрепить свое влияние на Балканах. Первоначально Россия, воевавшая против Турции на два фронта, действовала успешно.

Были заняты дунайские княжества, а в ноябре адмирал Нахимов разбил турецкий флот в Синопской бухте. Но вмешательство Англии и Франции, не желавших усиления влияния России в европейских делах, изменило ситуацию к худшему. В марте 1854 г. они объявили войну России. Основные боевые действия развернулись в Крыму. Осенью 1854 г. союзники высадили десант у Евпатории и начали наступление на главную военно-морскую базу - Севастополь. Военные действия велись также на Балтийском море, на Белом море у Соловецкого монастыря, у Петропавловска-на-Камчатке, а также на Кавказе и Балканах. Но именно ситуация, сложившаяся в битве за Севасто­поль, предопределила исход войны. Осада города продолжалась 11 месяцев, 45 000 гарнизоном командовал адмирал В.А. Корнилов, а после его гибели - Нахимов и Истомин. Слабо защищенный с суши, город был превращен в неприступную крепость, решающий штурм города состоялся 27 августа. После потери господствующей высоты Малахова кургана - защитники оставили город. Лишь падение турецкой крепости Карс в ноябре 1855 г. уравновесило соотношение сил и были начаты мирные переговоры. Они завершились подписанием в Париже в марте 1856 г. крайне невыгодного для России договора. По условиям Парижского мира Россия лишалась права держать военный флот на Черном море строить укрепления на побережье; теряла южную часть Бессарабии и устье Дуная; утратил право покровительствовать Сербии и Дунайским княжествам.

Поражение в Крымской войне остро поставило вопрос о его причинах, и прежде всего об уровне военной и экономической отсталости России от передовых европейских стран. Так правительство вновь оказалось у исторической развилки.

Вопрос №32. Отмена крепостного права. Содержание крестьянской и земельной реформ. Историческое значение.

Освобождение крестьян. Подготовка отмены крепостного права началась в январе 1857 г. с создания Секретного комитета для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян. Подчиняясь воле монарха, комитет признал необходимость постепенной отмены крепостного права. В ноябре 1857 г. был подписан и разослан по всей стране рескрипт на имя виленского генерал-губернатора В. И. Назимова, который объявлял о начале постепенного освобождения крестьян и предписывал создать в каждой губернии дворянские комитеты для внесения предложений и поправок в проект реформы. Началась открытая подготовка реформы. 21 февраля 1858 г. Секретный комитет переименовали в Главный комитет по крестьянскому делу. Началось широкое обсуждение реформы в печати. Губернские дворянские комитеты составляли проекты по крестьянскому вопросу и посылали их в Главный комитет по крестьянскому делу, который в соответствии со своей программой планировал предоставление крестьянам личной свободы без земли, остававшейся собственностью помещиков. Оживление крестьянского движения в 1858 г. под влиянием слухов об освобождении вынудило правительство пойти на радикализацию готовящейся реформы. В декабре 1858 г. была утверждена новая либеральная программа Главного комитета по крестьянскому делу. Она предусматривала освобождение крестьян с землей на условиях выкупа. Для переработки представленных в Главный комитет проектов реформы в феврале 1859 г. в Петербурге были учреждены Редакционные комиссии. Работой комиссий, большинство в которых составили либералы, руководил товарищ министра внутренних дел Н. А. Милютин. Уже к осени 1859 г. комиссии составили проект «Положения о крестьянах» и начали вносить в него изменения по за­мечаниям губернских комитетов, представители которых были вызваны в столицу. Большинство консервативных предложений было отклонено, но при обсуждении проекта в Главном комитете и Государственном совете Редакционные комиссии уменьшили размеры земельных наделов и увеличили нормы крестьянских повинностей. Не дав помещикам возможности обсуждать этот проект, Александр II 19 февраля 1861 г. подписал «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Одновременно им был подписан Манифест, возвещавший об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу. Земля сохранялась за помещиками до заключения выкупной сделки, крестьяне пользовались Усадьбой и угодьями за повинности (временно обязанное состояние). В течение двух лет избранные из местного Дворянства мировые посредники составляли документы — уставные грамоты о выделении крестьянам земельных наделов за выкуп.

Размеры крестьянских наделов определялись местными «Положениями». Местным учреждениям поручалось организовать сельские и волостные общества крестьян. Дворовые люди объявлялись свободными без выкупа но в течение двух лет должны были служить своим хозяевам или уплачивать оброк. Крепостные рабочие помещичьих и казенных фабрик и заводов переводились на оброк и получали право выкупа прежних своих усадеб и наделов. Сумма выкупных платежей определялась размерами крестьянского оброка, т. е. выкупалась не личная зависимость крестьян и не земля, а повинности. Эта сумма, будучи положена в банк под 6% годовых, должна была приносить помещику ежегодный доход в размере оброчных платежей. Посредником между крестьянином и помещиком выступало государство, выплачивавшее помещику при заключении выкупной сделки 75—80% выкупной суммы. Крестьяне должны были вносить ежегодно 6% этой выкупной ссуды в течение 49 лет. Удельные крестьяне получили свои наделы по «Положению» от 26 июня 1863 г. также за выкуп, но временно-обязанными они оставались всего два года, после чего были переведены на обязательный выкуп. Государственные крестьяне, считавшиеся лично свободными и платившие в казну оброчную подать, по «Положению» от 24 ноября 1866 г. сохранили за собой находившиеся в их пользовании земли. Они могли либо продолжать платить оброчную подать государству, либо заключить с казной выкупную сделку. Выкуп вносился единовременно в сумме, годовой процент с которой равнялся сумме оброчной подати.

Земельная реформа. Вторая часть реформы регулировала земельные отношения Закон признавал за помещиком право частной собственности на всю землю имения, в том числе и на крестьянскую надельную землю. Крестьяне были освобождены с землей, иначе это привело бы к выступлению народа и подорвало бы государственные доходы. Правда, большие группы крестьян не получили земли: дворовые, посессионные рабочие, крестьяне мелкопоместных дворян. По реформе крестьяне получали установленный земельный надел (за выкуп). Отказываться от надела крестьянин не имел права. Размер надела устанавливался по обоюдному согласию помещика и крестьянина. Если согласия не было, то «Положения» устанавливали норму надела — от 3 до 12 десятин, что и фиксировалось в уставной грамоте. Территория России была разделена на черноземную, нечерноземную и степную. В нечерноземной зоне помещик имел право сохранить за собой 1/3 часть земли, а в черноземной — 1 /2 часть. Если до реформы крестьяне пользовались большим количеством земли, чем устанавливалось «Положениями», то часть земли у них отбиралась в пользу помещиков — это называлось отрезками. Крестьяне средней полосы потеряли на отрезках 20%, а в черноземной — 40% земли. При наделении помещик предоставлял крестьянам худшие земли. Часть наделов располагалась среди помещичьих земель — чересполосица.

За проход или прогон скота через поля помещика взималась особая плата. Лес и угодья, как правило, сохранялись в собственности помещика. Земля предоставлялась только общине. Землей наделялись мужчины. Собственником земли была община, выйти из которой крестьянин до уплаты выкупа не мог. Была введена круговая порука: платежи-налоги поступали от всего общества, за отсутствующих вынуждены платить все члены общины. После опубликования Манифеста во многих губерниях начались крестьянские бунты против грабительских положений реформы. Крестьян не устраивало, что после опубликования документов о реформе они еще 2 года должны были оставаться в подчинении у помещика — исполнять барщину, платить оброк, что предоставленные им наделы были помещичьей собственностью, которую они должны были выкупать. Особенно сильны были массовые волнения в селе Бездна Казанской губернии и в селе Кандеевка Пензенской губернии. Всего в 1861 г. произошло 1860 крестьянских волнений, для подавления более половины из них была применена военная сила. Но к осени 1861 г. крестьянское движение пошло на убыль.

Добавил: Илья Додонов

Конструктор сайтов - uCoz